цельнометаллический планер
коммерческая нагрузка до 900 кг
сбалансированное управление
высокая скороподъемность до 6.8 м/с
предполетная подготовка не более 20 минут


 

СМ-92Т  Турбо-Финист

Новости

Тяжеловесный МАКС или о том, кто выступает в легком классе

01 марта 2011г.

В этом году AeroJetStyle участвовал в Международном авиационно-космическом салоне в статусе официального информационного партнера. Следуя основной теме нашего издания – «О частной авиации», мы более подробно ознакомились на выставке с летательными аппаратами, попадающими в круг наших интересов.

«Иных уж нет, а те далече…»

Вначале приведем несколько фактов обобщающего характера, которые мы отметили на прошедшем авиасалоне.

Раздел выставки «Деловая авиация» вызвал у нас образное сравнение с воздушным шариком — наполненный в прежние годы внушительным представительством бизнес-джетов и турбопропов, на сей раз он окончательно сдулся. И не стоит сетовать только на мировой экономический кризис как первопричину сложившегося положения. Такая тенденция наблюдается сегодня и на других крупнейших авиационно-космических салонах мира — это стремление рынка бизнес-авиации иметь собственные, специализированные выставочные мероприятия и форумы, сегментированные по регионам, месту и времени проведения.

Как результат, на МАКС-2009 в статической экспозиции в гордом одиночестве выступила компания Hawker Beechcraft, представив два самолета: легкий джет Premier 1A и турбовинтовой двухмоторник King Air B300. Вертолетная составляющая деловой авиации была представлена тоже в единственном числе — итальянским «бестселлером» AgustaWestland AW109 Grand.

Российские компании показали в павильонах лишь натурные макеты интерьеров VIP-салонов самолетов и вертолетов отечественного производства, а на открытой стоянке — авиалайнер Ту154М, конвертированный в VIP-вариант, и вертолет Ка-226, оборудованный съёмным модулем кабины бизнес-класса для четырех пассажиров.

Среди «облегченной» техники, в сравнении с предыдущими выставками, определенные классы воздушных судов вообще исчезли из экспозиции. Во-первых, не было ни одного спортивного пилотажного самолета. Хотя раньше спортивная авиация традиционно присутствовала, а на МАКС-2007 даже в рамках авиашоу проводились соревнования «Гранпри FAI» по высшему пилотажу. К сожалению, в этот раз ни в небе, ни на земле не было отечественных поршневых самолетов марок «Су» и «Як» в их яркой раскраске, а также иностранных машин, например, популярных пилотажников Extra, отметившихся своим присутствием на авиасалоне двумя годами ранее. Раньше мы регулярно видели в Жуковском учебнотренировочные самолеты и машины для аэробатики, в том числе и модернизированные версии Як-52М, Як-55М и Су26М, поражавшие зрителей своими виртуозными полетами. По-видимому, слова многократной чемпионки мира Светланы Капаниной, обращенные к Президенту России на прошлом МАКСе, о том, что скоро в спортивной авиации летать будет не на чем, оказались пророческими…

Во-вторых, с арены главной авиационной выставки страны как-то незаметно сошли и совсем пропали самолеты легкого класса, получившие в России сертификаты типов воздушных судов: Ил-103, М-101Т, Бе-103, «Аккорд-201», А-27М, спортивные Су-29, Як-54, Су-31 и др. Впрочем, и сейчас не было какихлибо отечественных новинок, которые готовятся к прохождению сертификации. Поэтому неудивительно, что в нише авиационного рынка воздушных судов для частных пилотов всё больше появляется предложений от зарубежных производителей. Приведенная ниже таблица это наглядно подтверждает.
Вывод о реальном состоянии дел в данном сегменте авиастроительной отрасли напрашивается сам собой, и, как видите, его легко сделать по умолчанию. Тем не менее, уточним, что некоторые малые воздушные суда, формально имеющие сертификаты типа Авиарегистра МАК, всё же на выставке присутствовали: СМ-92Т, «Корвет» и «Авиатика» МАИ-890. Но опять же — это были те экземпляры, которые фактически получили сертификаты летной годности в категории «Единичных экземпляров воздушных судов».

Ещё одно разочарование коснулось любителей и почитателей ретро-авиации. Экспозиция исторических летательных аппаратов, как восстановленных, так и новоделов, на сей раз практически пустовала, хотя организаторы отвели под неё отдельное место. Быть может, причина в том, что подобных самолетов в России крайне мало?! Не случайно летающие раритеты, которые обычно являются украшением самых престижных авиасалонов в Европе, Америке, Австралии или любого авиашоу в мире, сегодня на российских выставках встречаются крайне редко. Не секрет, что старые аэропланы из антикварных отечественных коллекций выгодно продаются за рубеж, где товар такого сорта всегда был и остается в хорошей цене. В дополнение сообщим — на самом деле, пара исторических самолетов-реплик И-15бис и ДИТ в этом году прилетала на аэродром Раменское, где проходит МАКС, но они в силу некоторых причин так и не стали полноценными объектами выставки.

С другой стороны, отличительным признаком нашего МАКС всегда является большая экспозиция военных самолетов и вертолетов — различного предназначения, размеров и веса, начиная от наилегчайших беспилотных летательных аппаратов вплоть до тяжелых стратегических ракетоносцев Ту-95 и Ту-160. К тому же и в секторе гражданской авиации, наконец, появились две долгожданные новинки — пассажирские самолеты для ближнемагистральных и региональных авиалиний — «Сухой Суперджет-100» и Ан-148, построенный на российском предприятии.

Таким образом, если взглянуть на МАКС как бы «сверху», отчетливо просматриваются ключевые направления в его работе: в тех нишах авиастроения, где сегодня государство выступает в роли куратора или доминирует экономически — там действительно идет масштабная демонстрация авиационной техники. Это естественно, поскольку преследуется четкая цель скорейшего выхода и продвижения продукции авиапрома на мировых рынках. Таков основной акцент международного авиационно-космического салона в Жуковском.
Все «остальные» авиационные проекты в совокупности остаются вне главной сцены и, соответственно, вне поля зрения регулярно присутствующих на МАКСе высших лиц государства. Поэтому экспозиция летательных аппаратов не только отражает соотношение сил в целом, но и является своеобразным индикатором — лакмусовой бумажкой, по которой можно определить современное состояние и тенденции аэрокосмической отрасли нашей страны.

Знаете ли вы, что...
Стратегический бомбардировщик Ту-95 – самый быстрый в мире самолет, приводимый в движение пропеллерами, и единственный турбовинтовой стратегический бомбардировщик. С его максимальной скоростью 920 км/ч даже современные реактивные самолеты не все потягаются.

Знаете ли вы, что...
Самым массовым самолетом в истории авиации остается легкий поршневой Cessna-172. С 1956 г. произведено свыше 43 000 машин.

Выставочный обзор легких воздушных судов

Впервые в истории МАКС, стоянка всей авиатехники была разделена на две демонстрационные зоны. На бетонной ВПП разместились тяжелые самолеты и вертолеты, а рядом с ними, на грунтовой боковой полосе — воздушные суда авиации общего назначения и техника класса СЛА (сверхлегкие летательные аппараты). Такое расположение, несомненно, стало более удобным для осмотра выставки, поскольку, в отличие от прежних лет, малая авиация не была загнана в противоположный конец полосы, куда многим посетителям, особенно с детьми, просто не хватало сил дойти. Однако и в новом формате обнаружились свои нюансы, на которые уместно обратить внимание организаторов: после проливного дождя желающих осматривать легкомоторную технику не оказалось, так как под ногами посетителей кругом была мокрая трава и раскисший грунт.

И всё же с оптимизмом отметим, что огромное число обычных людей с нескрываемым интересом знакомились с крылатыми и винтокрылыми экспонатами, напоминавшими по размерам легковые авто. Двух-, четырех-, шестиместные самолеты и вертолеты, а также маленькие автожиры — именно та массовая категория воздушных судов, которая призвана служить в качестве личного и корпоративного транспорта. Причем, чтобы научиться летать на них и получить Свидетельство пилота, требования предъявляются не такие высокие, как к профессиональным летчикам. Об этом можно было узнать, общаясь непосредственно у самолетов с пилотами, прилетевшими на своих воздушных любимцах, или с конструкторами и другими участниками, доставившими на выставку новые аппараты пока в автоприцепах...

В печатном издании журнала, специально для читателей AeroJetStyle, мы подготовили сводные данные по легким воздушным судам, которые были представлены на МАКС-2009. Подобная информация, по нашему мнению, носит не только познавательный характер, но и позволяет увидеть определенные перспективы российского рынка авиации общего назначения. Завершившийся МАКС стал уже девятым по счету — и мы сожалеем о том, что не располагаем аналогичной статистикой о прежних салонах. Иначе было бы любопытно провести анализ количества и типов легких воздушных судов, представленных на всех выставках в Жуковском, начиная с 1992 г. И в итоге сделать корректные обобщающие выводы. Но что пенять на то, чего нет. Давайте вместе создавать историю…

Рассчитываем, что этот материал станет первым шагом на обозначенном пути и послужит для вас полезной информацией.

Сергей Лелеков
Фото автора, Марины Лысцевой, Сергея Рябцева

Информация взята с сайта

http://www.aerojetstyle.ru