цельнометаллический планер
коммерческая нагрузка до 900 кг
сбалансированное управление
высокая скороподъемность до 6.8 м/с
предполетная подготовка не более 20 минут


 

СМ-92Т  Турбо-Финист

История

История самолета СМ-92Т «Турбо Финист» началась в 1992 году, когда в инициативном порядке конструкторским бюро НКФ «Техноавиа» под руководством Главного конструктора Вячеслава Петровича Кондратьева был разработан прототип этого самолета с обозначением СМ-92 «Финист» Летательный аппарат был оснащен поршневым двигателем М14Х Воронежского механического завода и разрабатывался в соответствии с нормами и требованиями АП-23.

Машина предназначалась для перевозки пяти-шести пассажиров, мелких грузов общей массой до 600 кг, патрулирования сухопутных границ, лесных массивов, линий электропередачи, газо- и нефтепроводов, обучения и тренировки летчиков и парашютистов.

21 мая 1992 года было принято решение о постройке СМ-92 на Смоленском авиационном заводе.

28 декабря 1993 года в 16 часов СМ-92 «Финист» заводской номер 00-001, пилотируемый летчиком-испытателем 1 класса М.Б. Молчанюком, взлетел с аэродрома «Смоленск Северный». Полет продолжался около 20 минут. Благополучно совершив посадку, самолет зарулил на стоянку.

Первый полет показал, что замысел конструкторов оправдался. Ожидаемые расчетные летные характеристики подтвердились.

После этого в течение месяца продолжались испытательные полеты, оперативно в конструкцию вносились изменения, повышающие надежность работы систем и комфортность в кабине, выявлялись и устранялись дефекты.

После завершения этапа летных испытаний на заводе самолет передали на базу разработчика. В это же время для проведения различных испытаний изготавливались очередные машины. Все работы по разработке самолета и организация его производства были проведены без привлечения государственных средств.

Первый самолет Финист был куплен Майклом Кримблом (шеф - пилотом Английской Королевы) для личных нужд. Второй самолет приобрел аэроклуб г. Брюсселя.

В январе 1995 года по предложению командования погранвойск началась разработка модификации самолета СМ-92. Это должен быть специализированный самолет, предназначенный для патрулирования сухопутных и прибрежных морских границ, уничтожения малоразмерных наземных целей, оперативной доставки наряда пограничников, проведения поисково-спасательных работ. Этот вариант получил обозначение СМ-92П. От гражданского он отличался установкой легкосъемного вооружения. Конструкторская документация на доработку самолета начала поступать на завод в июне. К августу машина была доработана в погранично-патрульном варианте. В сжатые сроки были проведены испытательные полеты, и самолет перелетел на аэродром города Жуковский для участия в МАКС - 1995.

Директор Федеральной пограничной службы генерал армии А.И.Николаев, посетивший наш завод, готов был выдать заказ на строительство 100-150 таких самолетов, но дальше опытных образцов дело не пошло из-за отсутствия государственного финансирования.

2 августа 1995 года, через полтора года после своего первого полета, самолет СМ-92 стартовал с аэродрома «Смоленск Северный» в кругосветный перелет. Вокруг земного шара его повели летчики-испытатели 1 класса В.П. Макагонов, М.Б. Молчанюк и бортинженер В.И.Алексеенко. Цель полета — рекламно-испытательная. Маршрут был проложен из Смоленска через Брест, Лондон, Рейкьявик, затем полторы тысячи километров над Атлантическим океаном. Посадка в Ванкувере (Канада), где самолет принял участие в авиасалоне «Эйршоу Канада». Далее перелет проходил через Аляску до российской бухты Провидения, затем через Магадан - Якутск - Мирный - Красноярск - Новосибирск - Ульяновск в Москву. 3 сентября самолет благополучно приземлился на аэродроме в Тушино.

Общее время перелета составило один месяц. Совершался он в трудных метеоусловиях Северного полушария Земли. Самолет находился в воздухе 160 часов, протяженность маршрута составила 33 тыс. км., было выполнено 30 посадок. Перелет показал высокую надежность конструкции самолета, им заинтересовались за рубежом и у нас в стране.

В октябре 1997г. в г. Якутске самолет СМ-92 демонстрировался на авиасалоне «Дни Арктики-97». По результатам демонстрационных полетов и замечаниям специалистов Министерства транспорта Республики Саха (Якутия), авиакомпании «Полярные авиалинии» было доработано колесное шасси, увеличен диаметр колес.

В целом было получено положительное заключение о возможности использования самолета в условиях Республики Саха (Якутия), самолет был включен в Государственную целевую программу «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия)».

Одновременно с изготовлением поршневого варианта самолета СМ-92 велась работа по его глубокой модернизации в турбовинтовой вариант. Причин для такой доработки было несколько: возможность улучшения практически всех летно-технических характеристик, проблемы с поставкой поршневого двигателя М-14П, трудности с авиационным бензином, необходимым для поршневого двигателя. После тщательного изучения поставщиков выбор был остановлен на двигателе чешской фирмы Walter M-601 с винтом V508T/99B чешского производства.

Первый свой полет турбовинтовой вариант самолета совершил 6 марта 2002 года на аэродроме Смоленского авиационного завода. Самолет получил авторское название - СМ-92Т «Турбо-Финист» и уже в сентябре 2002 года был представлен на Гидроавиасалоне в г. Геленджике, а в августе 2003 - на авиационно-космическом салоне "МАКС - 2003".

2004-2005 года стали заметными вехами в истории самолета. В течение 2004 года было изготовлено, испытано и передано заказчику поплавковое шасси для поршневого варианта самолета. Испытания прошли успешно, но еще раз подтвердили необходимость оснащения самолета более мощным двигателем. Был изготовлен и поставлен для АК ЧЕЛАВИА СМ-92Т 02-005, в конце года заключен Государственный контракт на поставку самолета в турбовинтовом варианте для нужд ФСБ РФ.

В 2005 году для нужд АК ЧЕЛАВИА было изготовлено и испытано первое амфибийное шасси. На МАКС-2005 самолет 02-005 демонстрировался уже на амфибийном шасси, совершив самостоятельный перелет.

В течение 2006 года были заключены два Государственных контракта с авиацией ФСБ: на поставку 2-х самолетов СМ-92Т и на изготовление амфибийного шасси для самолетов авиации ФСБ.

В 2007 году заключен Госконтракт на поставку еще 2-х самолетов для авиации ФСБ.