тел./факс: +7 (4812) 21-95-51
E-mail: oaosmaz@yandex.ru
цельнометаллический планер
коммерческая нагрузка до 900 кг
сбалансированное управление
высокая скороподъемность до 6.8 м/с
предполетная подготовка не более 20 минут
От винта! Подготовка к полету.
Покупка легкого воздушного судна и возможность его использования в качестве личного транспортного средства наравне с автомобилем интересует наших читателей. Поступающие в редакцию вопросы, как правило, повторяются или похожи. Мы выбрали из них те, которые поступают чаще всего. Конечно, специалистам приведенные здесь ответы известны, но уровень знаний нашей аудитории в обсуждаемой области довольно разный. Наберитесь терпения, поскольку текст изобилует специфичной лексикой. Итак, начнем.
- Я слышал, что некоторые владельцы, ставшие «счастливыми обладателями» крылатой машины, позже с досадой выясняли, что на ней нельзя летать. Поясните, на каких воздушных судах можно летать в России законно?
- Отметим важный факт: в России МОЖНО летать! Если вы намереваетесь приобрести ВС: самолет, вертолет или другой летательный аппарат, то ваши права на владение ВС и использование воздушного пространства закреплены в Воздушном кодексе (ст. 7, ст. 11 ВК РФ).
Чтобы заниматься авиационной деятельностью, вам предстоит основательно изучить основные положения ВК РФ, Федеральные авиационные правила (ФАП) и Федеральные правила использования воздушного пространства (ФП ИВП). Поэтому, отвечая далее на вопросы, мы будем давать ссылки на соответствующие нормативно-правовые акты.
Воздушное судно допускается к полету, если выполнены следующие требования (ст. 66 ВК РФ):
Для выполнения первого требования нужно руководствоваться «Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов РФ» (Пр. Минтранса №85, 2007 г.), которые определяют процедуры получения Свидетельства о госрегистрации и опознавательных знаков, наносимых на воздушное судно.
Условия второго требования изложены в Федеральных авиационных правилах «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ» (ФАП-108, 2008 г).
И наконец, на третьем остановимся подробнее. Согласно российским и международным требованиям, на борту каждого ВС должны быть судовые документы, в том числе и сертификат летной годности (СЛГ). Этот документ подтверждает, что ВС соответствует стандартам летной годности и охране окружающей среды и допускается к эксплуатации в течение указанного в нем срока (года или двух). Для наглядности можно провести некоторую аналогию СЛГ с талоном техосмотра автомобиля. Как известно, этот талон разрешает эксплуатацию автомобиля в установленные сроки.
Не менее важно понимать то, что процедуры регистрации ВС, в результате которых выдаётся российский номер с префиксом «RA-», подтверждающий его принадлежность к гражданской авиации, не влекут за собой автоматического получения СЛГ. Процедура получения СЛГ — отдельная самостоятельная задача, подлежащая государственному регулированию. Государственный контроль за летной годностью ВС осуществляется на этапах разработки, производства и эксплуатации (ст. 37 ВК РФ).
Таким образом, закон разрешает эксплуатировать ВС при наличии действующего СЛГ (удостоверения о годности к полетам). И чаще всего соблюдение именно этого обязательного условия становится камнем преткновения для частных владельцев ВС.
- Как получить сертификат летной годности?
- СЛГ выдается ВС, которое имеет один из двух документов (ст. 36 ВК РФ): Сертификат типа (СТ) или Акт оценки конкретного воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности гражданских ВС и природоохранным требованиям (АО). При этом существуют ограничения по эксплуатации ВС в зависимости от того, на основании какого из этих документов получен СЛГ: если на основании сертификата типа, то на таком ВС можно осуществлять коммерческие воздушные перевозки, а если на основании акта оценки — нет. Так что если ВС будет использоваться только в авиации общего назначения, то для получения СЛГ подходят оба документа.
- А как узнать, какие документы есть у конкретного воздушного судна?
- Сертификаты типов ВС отечественной и зарубежной разработки выдает Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Чтобы узнать, есть ли сертификат типа у ВС, которое вы присмотрели для покупки, необходимо обратиться в эту организацию. Для начала информацию можно поискать на официальном сайте в списке сертифицированных типов ВС. Если у вашего ВС есть сертификат типа МАК, надо выяснить, входит ли серийный номер конкретного ВС в перечень номеров, указанных в карте данных, прилагаемой к СТ. Если интересующего вас номера в нем нет, то ВС считается не имеющим сертификата типа.
Если Вы убедились в наличии СТ, то для такого воздушного судна порядок получения СЛГ осуществляется в соответствии с федеральными авиационными правилами: «Экземпляр ВС. Требования и процедуры сертификации» (ФАП-132, 2003 г.). Кроме того, если вы приобретаете новое ВС, которое в процессе серийного производства прошло в установленном порядке испытания и проверки, то по их завершению ему также выдается СЛГ.
Если сертификата типа у ВС нет, действует механизм получения удостоверения о годности к полетам (СЛГ) на основании Акта оценки. О порядке применения такой процедуры мы расскажем в следующем выпуске AJS. Отметим, что в настоящее время началась разработка проекта новых ФАП, регулирующих эту деятельность.
Информация взята с сайта
http://www.aerojetstyle.ru